Бесплатная горячая линия:

8 800 0809977

  • 14 апреля, 14:32

    Казахстанское зерно должно стать конкурентоспособным

    Наступает сезон весенне-полевых работ в Северном Казахстане – главной хлебной «житнице» страны.

    Пожалуй, это самая горячая пора для аграриев, когда закладывается основа будущего урожая. Как нужно организовать посевную, чтобы в итоге остаться в выигрыше? Этот вопрос сегодня волнует каждого, кто связан с зерновой отраслью.

    Следует признать, что в последние годы по ряду показателей зернового производства мы откатились назад. В первую очередь, это касается качества зерна. Высокое содержание протеина всегда являлось «визитной карточкой» казахстанской пшеницы на мировом рынке, где она востребована как улучшитель муки. Если вспомнить прошлое, еще тридцать лет назад в Казахстане производилось до 3,5 млн. тонн высокопротеинового зерна 1–2-го классов.

    Что мы имеем по результатам 2016 года? Впервые в истории зерновой отрасли страны доля пшеницы ниже третьего класса превысила 60%. Теперь даже в лучшие годы мы получаем в 10 раз меньше высокопротеинового зерна, чем раньше.

    Вместе с тем мировая экономика становится все более глобальной, и мы вынуждены конкурировать в усиливающейся борьбе за рынки. Наш основной конкурент – Россия – в ближайшие пять лет планирует расширить площади пшеницы до 24,4 млн. га и увеличить ее экспорт на 4 млн. тонн. Поскольку от экспорта пшеницы зависит финансовое состояние всего нашего сельского хозяйства, вопросы повышения продуктивности и качества главной зерновой культуры должны стать приоритетом государственной аграрной политики.

    Можно сколько угодно кивать на погодные условия, но мне, как специалисту, очевидно, что при соблюдении современных технологий, системы применения удобрений и защиты растений, использовании стрессоустойчивых сортов потерь урожая и его качества могло бы быть намного меньше.

    Возьмем, к примеру, возделываемые сорта. В каждой зоне должен быть свой набор сортов разных сроков созревания, что обеспечивает устойчивый урожай и высокое качество зерна независимо от погодных условий. В частности, на севере Казахстана с наиболее коротким безморозным периодом принято сеять 30% среднеранних и 70% среднеспелых сортов. О позднеспелых сортах здесь не может быть и речи!

    Сегодня же наши фермеры подзабыли об этом. К тому же в регионе ощущается острый дефицит наименее подверженных болезням стрессоустойчивых сортов пшеницы. По мнению специалистов, из-за сложившихся погодных условий 2016 год оказался естественным «полигоном» для проверки возделываемых в регионе сортов на устойчивость к ржавчине. К большому сожалению, результат оказался катастрофическим – абсолютное большинство этих сортов оказались неустойчивыми к болезням.

    Впрочем, это не вина отечественных селекционеров, а их беда. Для создания стрессоустойчивых сортов нужны специалисты, владеющие современными молекулярно-генетическими технологиями. Мы же в основном работаем «по старинке», опираясь только на классические методы. Очень большую озабоченность вызывает кадровый состав аграрной науки региона. В настоящее время в научных учреждениях Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей осталось всего 4 (!) селекционера по зерновым культурам, имеющих научную степень. Причем двое из них – старше 70 лет!

    В то же время если обратимся к опыту стран с развитым сельским хозяйством, то конкурентоспособность их зернового производства определяется не столько уровнем государственной поддержки, сколько качеством научного обеспечения. Например, в Канаде и Австралии сортосмена осуществляется в среднем каждые 5–7 лет. Это означает, что производство на регулярной основе получает новые, еще более продуктивные и качественные сорта. У нас же в Северном Казахстане многие сорта используются в посевах по 20–30, а то и 40 лет. Например, в Карагандинской области до сих пор возделывается сорт «Саратовская-29», районированный с 1957 года!

    Что же делать в этой ситуации? Ответ на вопрос уже несколько лет лежит на поверхности – нужна системная реформа аграрной науки. К сожалению, мы постоянно придумываем новые формы управления наукой, административные надстройки, а не меняем ее содержание. Нужно перестать «изобретать велосипед» и пойти по пути, по которому идет весь мир – адаптировать лучшую в мире практику организации аграрной науки и образования и создать исследовательские университеты. Только так мы объединим в единую систему исследования фундаментального и прикладного характера, трансферт зарубежных технологий, подготовку и переподготовку кадров, коммерциализацию инноваций.

    Появляется уверенность, что в ближайшее время этот вопрос, наконец, найдет свое решение. В соответствии с новой государственной программой развития АПК на 2017–2021 годы на базе двух ведущих сельскохозяйственных университетов страны в Астане и Алматы планируется создать аграрные исследовательские университеты международного уровня. Вместе с тем уже со следующего года необходимо перестроить организацию научных исследований по селекции сельскохозяйственных культур. Речь идет не только об адекватном финансировании селекционеров, но и реализации крупных интегрированных научных программ по созданию сортов на основе самых современных технологий и международного опыта.

    Другой фактор, вызывающий серьезную озабоченность и критически влияющий на урожай, – состояние семеноводства. Так, в прошлом году в сравнении с 2012 годом доля высеянных оригинальных семян уменьшилась на 25%, а элитных – почти на 29%, что, естественно, затягивает сроки сортообновления. Такая ситуация стала результатом допущенного в последние годы крена в субсидировании на производство семян первой репродукции.

    Понимая масштаб проблемы, начиная с этого года, Минсельхозом восстановлено субсидирование производства оригинальных и элитных семян. Таким образом, заново воссоздается нарушенная несколько лет назад системная поддержка семеноводства, то есть создаются стимулы для обеспечения аграриев качественными семенами.

    Следующая проблема – катастрофическое снижение плодородия пашни. Специалистам известно, что почва – это сложнейший биологический объект, ухудшение отдельных свойств которого происходит безвозвратно. По данным ученых, за 20 лет содержание гумуса в пахотных почвах Северного Казахстана снизилось на 20–30%. Еще 30 лет назад уровень применения минеральных удобрений составлял 29 кг NPK на гектар пашни. На сегодня вносится лишь 4 кг, что в 15 раз меньше оптимального. Иначе говоря, по количеству используемых минеральных удобрений мы откатились к 60-м годам прошлого века.

    Добавлю, что минеральные удобрения способствуют не только повышению урожаев, но и улучшению качества зерна. Если бы наши земледельцы применяли достаточное количество фосфорных удобрений, то период созревания зерновых удалось бы сократить примерно на 5–7 дней.

    В этом направлении в рамках новой государственной программы усиливаются меры по стимулированию применения минеральных удобрений за счет их удешевления. С передачей функций по управлению земельными ресурсами в Министерство сельского хозяйства будут начаты давно назревшие реформы по усилению государственного контроля над эффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

    Таким образом, государством на системной основе создаются условия для повышения конкурентоспособности казахстанского зерна. В свою очередь для качественной и конкурентоспособной по цене продукции сбыт найдется всегда, особенно если учесть, что Правительством проводится активная работа по расширению географии экспорта. Существенно упрощены условия для экспорта зерна в Китай, впервые начаты поставки пшеницы на рынок Вьетнама. Теперь создается отдельная структура – экспортный центр АПК, который систематизирует всю работу по продвижению нашей сельхозпродукции на внешние рынки.

    Новая государственная программа развития АПК на 2017–2021 годы комплексно концентрирует ресурсы на решение конкретных проблем сельского хозяйства и развитие отрасли в стратегической перспективе. На примере зернового комплекса мы видим, как будет осуществляться превращение Казахстана в «хлебную корзину» регионального и глобального масштаба.

    Сейчас главное – простым языком, доступно и качественно разъяснить на местах основные изменения, связанные с программой. Каждый фермер, каждый житель села должен четко увидеть, какие новые возможности открываются лично для него и использовать их для собственного развития. Тогда мы сможем обеспечить исполнение поручения нашего Президента – превратить отечественный АПК в драйвер экономического развития страны.

    Акылбек КУРИШБАЕВ, ректор Казахского   агротехнического университета им. С. Сейфуллина, профессор, член-корреспондент НАН РК

    Источник: www.kazpravda.kz

    -->